Этот музыкальный инструмент, представляющий собой флейту из одного или двух рядов тростниковых трубочек разной длины, но примерно одного диаметра, появился у жителей горных регионов Перу задолго до прихода инков. Археологи относят самые древние найденные при захоронениях экземпляры к V веку до нашей эры трубочки в сампоньо расположены вертикально, при этом нижний их конец закрыт, а верхний открыт, через него задувается воздух и внутри образуется звук. Тональность последнего зависит от длины и ширины трубки, а также силы и направления поступления воздуха. Слово сампоньо вероятней всего представляет собой искажение испанского слова «sinfonía», которое употреблялось для обозначения духовых инструментов типа шарманки. Впрочем, жители Анд называли этот инструмент по-другому - siku. По легенде, стебли тростника, шедшего на изготовление сампоньо, срезались строго на рассвете, когда в них вселялись "правильные музыкальные духи". Сегодня выделяют 4 больших группы сампоньо: - Сику или сикури (в переводе с языка аймара означает "труба, издающая звук) - это классическая двухрядная сампоньо, использовавшаяся преимущественно народом племени аймара. При этом количество трубочек может варьироваться, но чаще всего составляет 7 в верхнем ряду и 6 в нижнем. Их длина также различна. - Антара или андарита. Сампоньо, состоящая из одного ряда тростниковых трубочек, и считающаяся наиболее древней. Она широко использовалась цивилизациями Наска и Паракас 2500 лет назад и позже распространилась по всему высокогорью - от Эквадора до севера Аргентины. Количества и длина трубочек также различны. - Рондадор. Однорядная сампоньо из трубочек разной длины, расположенных попеременно таким образом, чтобы воздух мог поступать сразу в две из них, находящиеся рядом. Таким образом можно воспроизводить две ноты за раз. Звук рондадора не похож на звучание других сампоньо и более всего напоминает пение птиц. Представители культуры чибча использовали рондадор для религиозных ритуалов.