Русь всегда славилась талантливыми мастерами–умельцами, чье творчество с давних времен впечатляло и до сих пор продолжает восхищать людей удивительными произведениями народного творчества. Среди художественных промыслов России, которые известны во всем мире: знаменитая русская матрешка, гжельская керамика, жостовские подносы, хохломская деревянная посуда, федоскинская лаковая миниатюра. И, несомненно, особого внимания заслуживает колоритная дымковская игрушка-свистулька, которая является важнейшим элементом народного фольклора. Кроме этого, в жизни русского народа она имела очень важное сакральное значение. В давние времена ее использовали при лечении заговорами, для изгнания нечистой силы, вызова дождя в засуху, с ней зазывали весну. На русской земле эта игрушка называлась просто свистулькой, но у неё есть и другое имя - окарина. Такое называние имеет целый класс инструментов - свистковые флейты, сделанные из глины и имеющие схожее устройство и принцип звукообразования. Но также этим именем обладает совершенно определенный музыкальный инструмент с очень красивым звучанием, который в середине позапрошлого века создал итальянец Джузеппе Донати. Звук Музыкальный инструмент окарина обладает волшебным мягким успокаивающим и немного шипящим звуком, хотя в тембральном окрасе преобладает холодноватый оттенок. Высота и яркость звучания инструмента напрямую зависит от размера: чем меньше объем звуковой камеры, тем окарина звучит выше, светлее и громче. А если корпус инструмента больше, то звук получается тихий и приглушенный. Звук окарины возникает в результате воздействия струи воздуха, направляемой во внутрь окарины на язычок, который рассекает воздух и вынуждает его вибрировать, тем самым создавая резонанс в корпусе инструмента. Окарины могут иметь диатонический или хроматический строй. На инструментах с диатоническим строем извлечение хроматических звуков возможно при частичном перекрытии игровых отверстий. Диапазон инструмента зависит от количества отверстий, чем больше которых, тем звуковой диапазон шире. Конструкция Конструкция окарины особой сложности не представляет. Это закрытая звуковая камера со свистковым устройством. Звуковая камера, форма которой может быть очень разнообразной, снабжена отверстиями для изменения тона. Количество отверстий может варьироваться от четырех до тринадцати. В свистковое устройство входит мундштук с пригубником и каналом воздуховода, которое называется виндвеем. Рядом с мундштуком находится окно свисткового устройства - лабиум и рассекатель воздушной струи – язычок. История История окарины как полноценного музыкального инструмента, который в нынешнее время с успехом применяется в различных музыкальных направлениях, началась сравнительно недавно, всего лишь со второй половины 19 века. Однако окарина имеет очень богатую предысторию, которая затеряна в древних веках и в основном связана с тем временем, когда человек впервые научился обжигать глину и делать из нее различные вещи для своего обихода. Возраст дошедших до нас архаичных образцов, прототипов инструмента, археологи оценивают более чем в десяток тысячелетий. География находок весьма обширна – это Индия, Китай, Корея, Япония, Египет, Македония, Румыния, страны Средней Азии, Африки и Американского континента. Примитивные свистковые инструменты весьма разнообразных форм в виде овалов, птичек, рыбок, фигурок животных и различных абстрактных конфигураций, играли в жизни наших предков значимую роль. Их применяли для звукового сопровождения различных религиозных обрядов, на праздниках, или же просто носили как украшения. Тем не менее по легенде прародителями современной окарины считаются инструменты, которые по распоряжению испанского конкистадора Эрнана Кортеса для развлечения императорского двора Карла V привезла с собой в Европу в 1527 году группа ацтеков - танцоров и музыкантов. Выступления этнической группы настолько впечатлили императора, что мексиканские артисты были отправлены в «гастрольный тур» по европейским странам, в том числе и по Италии. Увидев на таком концерте своеобразный инструмент американцев, один юный предприимчивый итальянский пекарь, которому необычная свистулька очень понравилась, решил сделать нечто подобное. Задумка молодого человека пришлась по душе и местным пекарям, которые также стали изготавливать маленькие керамические игрушки – свистульки, так как после выпечки хлеба печи долгое время оставались горячими. Окарина – этот весьма незатейливый музыкальный инструмент, в настоящее время завоевывая все больше и больше поклонников, обретает огромную популярность во всем мире. Окарина, красиво звучащая со сцен концертных залов, овладевает сердцами миллионов меломанов по всему миру. Играть на ней очень увлекательно и приятно, поэтому много любителей музыки с большим удовольствием осваивают этот инструмент.